«Заводский район - ровесник Победы! Сохраняя традиции»
сайт Территориального управления Заводского района администрации города Кемерово

Прокуратура разъясняет. Правила взаимодействия коллекторов с должниками

Правила взаимодействия коллекторов с гражданами-должниками, при осуществлении деятельности по взысканию просроченной задолженности регулируются Федеральным законом от 03.07.2016 года № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» (далее – Закон).

Действие Закона распространяется на граждан, имеющих задолженность по потребительским кредитам. Ограничения на иные правоотношения по взысканию задолженности не распространяются, исключение составляют случаи передачи полномочий по взысканию задолженностей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг кредитным организациям или юридическим лицам, к ним приравненным.

В силу статьи 4 Закона взыскатель задолженности (коллектор) имеет право на личные встречи и телефонные переговоры с должником, текстовые, телеграфные, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, подвижной радиотелефонной связи; почтовые отправления по месту пребывания или месту жительства должника.

Вместе с тем, законом  предусмотрены некоторые ограничения. Так, непосредственное взаимодействие кредитора с должником не допускается в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени. Личные встречи ограничены периодичностью не более 1 раза в неделю, общение по телефону с должником не чаще 1 раза в сутки, более двух раз в неделю и более восьми раз в месяц.

Кроме того, установлены ограничения и по телеграфным, sms сообщениям, прочим письменным и устным сообщениям о задолженности. Их нельзя направлять в рабочие дни в период с 22 до 8 часов, и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, общим числом более 2 раз в сутки, более 4 раз в неделю, более 16 раз в месяц. Должнику перед общением обязаны сообщить фамилию, имя, отчество, либо наименование кредитора или того, кто действует от его имени. Это касается как личного и телефонного, так и любого иного взаимодействия с должником. В письменных сообщениях дополнительно указываются номер телефона, информация о кредиторе, включая наименование, ОГРН, ИНН, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, фамилию, имя, отчество и должность лица, подписавшего сообщение и ряд иных документов.

Таким образом, Закон предусмотрел для кредитора запрет на применение к должнику и иным лицам физической силы, угроз ее применения, угрозы убийством или причинением вреда здоровью; уничтожением или повреждением имущества либо угроз уничтожения или повреждения имущества; на применение методов, опасных для жизни и здоровья людей, оказание психологического давления на должника и его близких, совершением иных действий, унижающих честь и достоинство; на введение должника и иных лиц в заблуждение относительно размера долга, передачи вопроса о возврате долга в суд, уголовного преследования и т.д.

Также, Закон предусматривает возможность для кредитной организации письменно заключить с должником соглашение на дополнительное взаимодействие. Кредитор должен иметь письменное согласие должника на взаимодействие с третьим лицом по возврату задолженности, и это третье лицо не выражало несогласие на осуществление с ним взаимодействия.

Должник может в любой момент отказаться от исполнения такого соглашения, сообщив об этом кредитору или лицу, действующему от его имени и в его интересах, направив кредитору по почте заказным письмом соответствующее уведомление или вручив его под расписку.

Кроме того, должник также имеет право отказаться от взаимодействия с кредитором, либо переложить функции такого взаимодействия на своего представителя, но в этом случае в качестве его представителя может выступать только адвокат.